одержание и карта сайта Филосоыия Относительности
Оставить сообщение Автору проекта  " Философия относительности"

Н.И.Брылёв    Статьи...

ТОРЖЕСТВО БЕЗОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ КРИЗИС ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

  • Что есть ИНЕРЦИЯ?
  • Какова формулировка его понятия?
  • Каков смысл, природа этого понятия?
  • Каковы общие проблемы познания явления инерции?

ИНЕРЦИЯ:

ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА, ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

Понятие инерции (И) не является общенаучным. Это понятие физики, точнее механики. Общенаучного понятия И. нет, как нет и общей методологии познания, общей методологии исследования (познания) любого изменения, взаимодействия. Приведём, для начала, признанный взгляд на инерцию.

Инерция (от лат. inertia — бездействие), инертность (в механике), свойство материальных тел, находящее отражение в 1-м и 2-м законах механики. Когда внешние воздействия на тело (силы) отсутствуют или взаимно уравновешиваются, И. проявляется в том, что тело сохраняет неизменным состояние своего движения или покоя по отношению к так называемой инерциальной системе отсчёта. Если же на тело действует неуравновешенная система сил, то свойство И. сказывается в том, что изменение состояния покоя или движения тела, т. е. изменение скоростей его точек, происходит постепенно, а не мгновенно; при этом движение изменяется тем медленнее, чем больше И. тела. Мерой Инерции тела является его масса.Термин "И." применяют ещё по отношению к различным приборам, понимая под И. прибора его свойство показывать регистрируемую величину с некоторым запаздыванием. (Большая советская энциклопедия)

Инерция, мех., это общее свойство материи, неспособность тела без содействия внешних сил изменить свое состояние покоя или движения; каждое тело пребывает в своем состоянии покоя или равномерного, прямолинейного движения, если действующие на него силы не принуждают его изменить это состояние. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Инерция, это явление сохранения скорости прямолинейного равномерного движения или состояния покоя при компенсации внешних воздействий. Инерция присуща всем материальным объектам в одинаковой степени.
(Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру)

Методологические ошибки формирования понятия ИНЕРЦИЯ.

  1. Ни в одном из выше приведенных определений понятия не прослеживается причинно-следственная природа явления инерции, а именно, не прослеживается, что инерция - приобретённое свойство материальных объектов, результат предшествующего ему события-взаимодействия. Общее понятие события-взаимодействия в естествознании вообще отсутствует в любом виде. Существует понятие события.
    Событие - в физике - явление, которому можно приписать три пространственные и одну временную координаты. Событие определяется местом, где оно произошло, и временем, когда оно произошло. (Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру) И всё. Событие в современной физике, благодаря тлетворному влиянию квантовой механики, не имеет размерности (кроме, конечно, времени и координаты), а значит не имеет природы, материальной физической сущности. Событие математизировано и формализовано до физической неузнаваемости. Вы вообще представляете себе просто событие, в котором нет имеющих физическую сущность (природу, размерность) участников?
    Официально существуют как бы отдельно: сильное, слабое, гравитационное, электромагнитное взаимодействие, а общего понятия взаимодействия - нет. Нет и общей теории взаимодействия. Как буд-то изменения определённой природы происходят сами по себе, а не при посредстве взаимодействия определённой природы. Оно и понятно, ибо будь определено общенаучно физическое понятие события-взаимодействие объектов, оно бы обязательно определило его размерность, определило бы, что оно однозначно лишь исключительно для двух объектов (носителей соразмерных, взаимодействующих в событии свойств, одной природы), что событие определяет понятие одновременности, только для двух объектов. Вот тут-то и начинаются серьёзные фундаментальные проблемы, о которых говорить у нас уже давно не принято, ибо "здание фундаментальной науки шатать нельзя"! Так-то оно так, было бы "здание" с фундаментом, а то так, набор постулатов. Тема с относительностью в "физическом королевстве" прикрыта. С понятием одновременности в теоретической физике, благодаря работам по теории относительности "гения всех времён и народов" Эйнштейна, всё не так просто. В словарях сказано:"Инерция присуща всем материальным объектам." "Это свойство материальных тел " Но, во-первых тела имеют природу, причинно-следственную структуру (размерность), тем и отличаются, а во-вторых: почему присуща всем? Видимо, речь должна идти не о движении, а об изменении вообще. Изменение является общеэволюционным механизмом. Но дальнейшего развития понятия И. не происходит, ибо оно базируется на понятии движения, также не являющемся общенаучным. Ибо движение относительно, а с принципом относительности у нас также очень большие проблемы. В естествознании вообще огромные проблемы с относительностью и с принципами познания!
  2. Величина и природа (размерность) инерции. Мерой И. в механике, в данных определениях, является масса (m). В механике, масса =сила/ускорение [ньютон/метр/сек2 ] (следует из 2-го Закона Ньютона - F=ma). Сила - векторная величина, являющаяся мерой интенсивности взаимодействия тел (по Лагранжу это градиент F=dU/dr, где U - величина изменения). Из определения силы следует:
  • сила имеет первопричину - взаимодействие и его проявление - изменение. От размерности взаимодействия выявляется (должна выявляться) природа силы, природа массы и природа инерции.
  • сила - эталонная мера интенсивности взаимодействия. А вот тут и кроется "косяк" несуразицы. Мера - должна быть величина конечная, единичная, определённая и общепринятая. Не может быть мерой величины градиент F=dU/dr, равный отношению (пределу) бесконечно малого изменения к бесконечно малому изменению координаты (перемещению). Введение в эталон непознаваемого, неопределённого понятия бесконечности, нивелирует сам смысл введения понятия меры, как способа объективного познания величины в сравнении с неизменным эталоном (мерой).


Итак, неопределённое понятие - силы является мерой массы, а масса, является мерой инерции. Вот Вам истинные причины возникновения всей неопределённости размерности и природы понятия инерции. От размерности взаимодействия выявляется (должна выявляться) природа (размероность) силы, природа массы и природа инерции. От "единичности" эталона выясняется величина этих понятий. Но общего подхода, общих принципов объективного познания не было (при Ньютоне) и нет сейчас. Начинаются "извращения" понятий, введением их неопределённых синонимов. Понятия определяют одно через другое, что является тавтологией. Определяют понятие веса через понятие силы. Вес (Р)- это сила, с которой тело, покоящееся в поле сил тяжести, действует на подвес или горизонтальную опору, препятствующую свободному падению тела.(БСЭ) А из формулы F=ma, следует, что сила это движущаяся с ускорением масса. С массой вес связан соотношением P=mg. Ускорение g - зывисит от широты и долготы точки расположения тела на Земле. То есть, величина массы, является функцией от ускорения и силы, а значит мера (масса) не есть эталонное, неизменное понятие, как то - 1 сек, 1 метр, 1 метр кубич, и пр. Эталон (мера) есть не зависящая по определению эталона от чего бы то ни было единица объективной меры - есть способ объективного познания величины в сравнении с ним. Тем не менее, эталонная единица массы - килограмм (кг) определяется как масса международного прототипа килограмма, изготовленного из сплава иридия с платиной и хранящегося в Международном бюро мер и весов в Севре, под Парижем. Это покоящаяся под Парижем масса, с ускорением равным нулю! А может с ускорением равным g = 9,8.. м/с2? Эта неувязочка совсем не проясняет величину и природу инерции, как отношение с эталоном инерции. Эту неувязочку пытаются запутать введением понятий энертной и гравитационной масс. (На рубеже 19-20 веков выяснили, что они равны, но это ничего в принципе не прояснило).Таким образом, сейчас в физике определено (точнее завуалированно):
"Масса - скалярная физическая величина, определяющая инерционные и гравитационные свойства материи. Различают:
- инертную массу, входящую в выражение второго закона Ньютона F=mg; и
- гравитационную массу, входящую в выражение закона всемирного тяготения .
При соответствующем выборе гравитационной постоянной инертная и гравитационная массы совпадают. " (Глоссарий.ру)
У понятия "масса" наступило раздвоение личности. Последнее высказывание вообще вызывает некоторое недоумение. Представьте себе высказывание."При выборе скорости движения равной 1метр/сек величина пройденного пути в метрах становится численно равной времени в пути в секундах". Но это же не значит, что путь и время имеют одну природу?

Короче говоря, масса это коэффициент пропорциональности, равный отношению определяемой через бесконечность силы к зависящему от местоположения на Земле ускорению. Это вообще в физике не физическая сущность.

А что же есть на самом деле? На самом деле, имеется какое-то количество вещества определённой природы (размерности) - объект (относительное целое). Это вещество находится в какой-то среде с определённой природой (размерностью). Происходит взаимодействие некоторых свойств этого вещества с соразмерными свойствами среды и в результате этого взаимодействия происходит изменение свойств объекта и среды. В результате этого взаимодействия свойства обмениваются своими изменениями. Это в физике называется: на вещество и на среду действует изменяющая его местоположение сила В РАВНОЙ СТЕПЕНИ. Последнее было доказано всеми законами сохранения (энергии, импульса, массы).

Но такого подхода к природе взаимодействия нет. Почему? Очень удобно, что бы природа Инерции так и осталась не ясна. Туман инерциальных систем отсчётов, туман инерции и массы, позволяет расцветать лжетеориям и лжепонятиям, теориям относительности и квантовым механикам. Что есть "инерционные и гравитационные свойства материи"? Если гравитационные свойства - способность притягиваться, то инерционные? Способность сохранять изменение постоянным? Кругом одни "способности". Только научными понятиями "способности" не являются, ибо не проясняют причинной сущности этих способностей.
Неэталонное понятие единичной силы, массы не может быть объективной мерой количества взаимодействия и движения. Вследствии этого, получилось, что приравняли понятие неподвижной массы (инертной, имеющей эталон 1 кг) и движущейся, имеющей ускорение. Но до сих пор, в физике, это разные физические величины, как скорость и ускорение, координата и скорость, энергия и работа. Вследствии этого получаем, инерция - это узкое субъективное, методологически не сформированное понятие, не имеющее единого , единичного объективного эталона сравнения. Чего уж говорить о более широком (философском ) толковании инерции. Что является мерой инерции мышления, мерой инерционных процессов в экономике, в развитии общества (инерционность исторических процессов), в биологии, в изменениях видов, заторможенность в психике и пр.? Кстати, в некоторых других направлениях жизнедеятельности людей вводят понятия нечто похожие на понятие инерции. Например.

  • ИНЕРЦИЯ. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., в котором inertie < лат. inertia "бездействие, вялость", суф. производного от iners "неподвижный, вялый". (Школьный этимологический словарь русского язык).
  • РАДЖАС — в индуизме (см.) — сила, энергия; динамическая инерция, инерция движения; качество, или сила Природы (см. Гуны), заставляющая предметы следовать их склонностям, или привычкам движения. В человеке она проявляется как беспокойство тела, возбуждаемость эмоций и течение устаревших мыслей. (Энциклопедия эзотеризма)
  • ТАМАС — в индуизме (см.) — постоянство, статичная инерция, инерция покоя. Т. — качество, или сила Природы, сохраняющая предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках. Как одно из трех качеств (см. Гуна) материального мира, Т. представляет собой инерцию покоя, проявляющуюся во время перехода материальных форм от прошлого к настоящему. В своей деятельности по привнесению изменений в область бытия, настоящего, разум использует Т. как основу для новых форм, наряду с их сотворением с помощью динамичной инерции, инерции движения (см. Раджас), в результате чего возникают все более и более интегрированные и гармоничные формы (см. Саттва). Термин "Т." применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции покоя. (Энциклопедия эзотеризма).

Всё вышеприведенное не проясняет причинно-следственную природу и величину инерции, как объекта познания. Физика и математика перестали быть авангардом способов познания природы, вследствии отсутствия базовых принципов познания, употребления в познании непознаваемых понятий типа бесконечности, вследствии костности и нетерпимости к инакомыслию.

Тем не менее, природа взаимодействия, энергии, инерции ясна и физически понятна. И природа выясняется на основе самых общих принципов.


Краткая выдержка из работы "Философия относительности или глобальные зависимости естествознания"/ Глава: "СОБЫТИЕ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" /.

"В основе исследования (познания) природы инерции и энергии лежит фундаментальное общее понятие события-взаимодействия, как элементарной единичной причины любого изменения.

Под элементарным единичным событием - взаимодействием следует понимать пространственно-временной контакт двух объектов - носителей двух соразмерных свойств одной природы. Событие познаётся в величине и размерности при помощи единой для обоих объектов системы познания (отсчёта), с едиными началами отсчёта и эталонами координаты, времени и общепринятым для этих объектов эталоном взаимодействующего свойства.

В результате элементарного события-взаимодействия соразмерные свойства двух объектов претерпевают относительные изменения (испытывают действие силы) линейно, одновременно и одноместно, а система, на время до другого взаимодействия по данному свойству, относительно двух взаимодействующих объектов, считается изолированной (замкнутой).

Если величины взаимодействующих свойств и величины изменений определены относительно единого свойственного эталона, единого эталона времени и координаты, то данная система познания (система отсчёта) события-взаимодействия может считаться физически и математически корректно-определённой.

Действительно, даже при броуновском движении частиц, имеется теоретическая возможность подобрать такой эталон времни, что бы развернуть во времени картину взаимодействий частиц так, что бы она представляла собой последовательность (череду) событий-взаимодействий, где в данной системе координат и времени, в один момент времени происходит только одно событие, а в каждом событии взаимодействуют (участвуют) только две частицы определённой природы. (Примечание авт.)

Пространственно-временной контакт позволяет строго говорить об одновременности события и для одного и для другого объекта и об их относительном координатном совпадении, и об их нулевой точке взаимодействия (о принципах близкодействия и непрерывности), о единой точке отсчёта величины изменения взаимодействующих свойств, координаты и продолжительности изменения.
В результате одного события – взаимодействия (взаимодействия двух соразмерных свойств двух объектов) изменение одного из соразмерных свойств относительно другого линейно, так как является функцией одной переменной (относительной (относительно него) величины взаимодействующего с ним свойства).
Любое изменение величины любого свойства (если это свойство не есть абстракция типа координаты математической точки), порождённое соразмерными событиями – взаимодействиями следующими на интервале времени, есть сообщённая объекту энергия.
Величина изменения, имеющая время (продолжительность) изменения определяет фундаментальное понятие естествознания, понятие – энергии изменения - E или W.
По этой причине, любая энергия имеет линейную связь с величиной изменения и продолжительностью изменения.
Поскольку, относительное элементарное изменение есть следствие элементарного события-взаимодействия, то принимается, что после события – взаимодействия по данному свойству и до начала следующего события свойство не изменяется (сохраняет величину параметра постоянной) и объект обладает по данному свойству относительной инерцией - I. Отсюда, природа (размерности) и энергии и инерции одинаковы. И инерция и энергия имеют причинно-следственную связь с событиями-взаимодействиями – причиной изменения.
........

..... Из понятия следует, что энергия есть сумма инерций. Инерция, вполне может быть мерой энергии.
Таким образом, под общим понятием относительной инерции изменения или просто инерции следует понимать величину элементарного относительного изменения имеющей свойства: величину изменения и продолжительность изменения (интервал неизменности). Фактически интервал времени зависит от скорости движения объекта в среде, или с корости движения среды относительно объекта или от плотности среды и определяется, как разница между двумя моментами времени начал данного и следующего соразмерных событий-взаимодействий, изменяющих свойство.
После взаимодействия инерцию имеют оба взаимодействующих свойства (объекта и среды), если они изменены одним событием. Инерция свойства, есть результат события-взаимодействия. Имеет размерность энергии, ибо энергия есть сумма величин инерций во времени под действием событий-взаимодействий.....

....Фактически инерция - есть энергия элементарного относительного изменения данного свойства (равно как и энергия, затраченная на элементарное относительное изменение данного свойства). Инерция, сообщённая абстрактному свойству, i-м событием-взаимодействием есть энергия изменения свойства, которая имела какое-то время неизменности до следующего события-взаимодействия по свойству определённой природы (размерности) взаимодействия. "

Примечание. На данном этапе развития сайта "Философия Относительности" http://www.nbrilev.ru/ , размещение работы Николая Брылёва "Философия относительности или глобальные зависимости естествознания" пока не завершено.

Для недогматично мыслящих, интересующихся проблемой бытующего в физике понятия "инерция" рекомендую работу

Карим Хайдаров: "ИНЕРЦИЯ ЭФИРА" http://www.bourabai.kz/inertia.htm


одержание и карта сайта Филосоыия Относительности
Оставить сообщение Автору проекта  " Философия относительности"
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100