одержание и карта сайта Филосоыия Относительности
Оставить сообщение Автору проекта  " Философия относительности"
  "Оставим книги, обратимся к разуму" Р.Декарт   
(А.Э) и (А.Э)` Авторский интернет-проект "ФИЛОСОФИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ"
      Познание объекта – есть определение его относительных сравнительных характеристик (величин) и их причинно-следственных зависимостей (размерностей), формулирование понятия.
  • Что есть научное познание?
  • Какова формулировка его понятия?
  • Каковы его этапы (фазы)?

 

     Научное Познание (П)- это ключевое, базовое, фундаментальное понятие классической философии. Именно в разобщённости формулировок, подходов и методов, а значит и в разобщённости видения смысла этого понятия, лежат причины раздробления философии на течения, причины потери единства философии как науки, причины её политизации.

Что есть научное познание?

    Вообще формулировок П. десятки в различных только русскоязычных словарях, что подчёркивает отсутствие однозначного общенаучного, структурированного понятия. Вот некоторые:

  • ПОЗНАНИЕ — это творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире... (Новейший философский словарь, в редакции Е.В. Хомича).
  • ПОЗНАНИЕ - познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения "вещи в себе" в явления, в "вещь для него" (филос.). Совокупность сведений в какой-н. области...(Толковый словарь русского языка Ушакова).
  • ПОЗНАНИЕ - это душевная деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. П. слагается из ряда психических актов: ощущения, восприятия, представления и образования понятий (идей) и суждений (см. Индукция, Дедукция, Анализ, Синтез). Основные вопросы теории П. (гносеологии) заключается в признании или отрицании соответствия между нашими представлениями и действительностью, в определении источников и содержания П. Главнейшие направления теории П.: 1) скептицизм (П. относительно и недостоверно; П. абсолютного недоступно); 2) рационализм (источником П. является разум и присущие ему идеи); рационализм есть или догматический, признающий тождество мышления и действительности (Гегель), или критический, усматривающий пределы Познания. в свойствах наших психич. способностях (Кант); 3) реализм (источником познания служит опыт, внешний: эмпиризм, сенсуализм,( Локк) или опыт внутренний: спиритуализм; 4) мистицизм (источником П. является сверхчувственное общение с божеством); 5) идеализм (истинное бытие признается лишь в представлениях нашего ума, (Беркли, Юм, Фихте); имманентная философия); 6) материализм (истинное бытие признается лишь в веществе); 7) позитивизм (содержанием П. служат лишь предметы опыта); 8) эмпириокритицизм (соединяет некогорые элементы вышеупомянутых систем) и др. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
  • ПОЗНАНИЕ - это процесс постижения действительности и приобретения знаний. (Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру)
  • АГНОСТИЦИЗМ (от греч. непознаваемый) — теоретико-гносеологическая установка, согласно которой вопрос об истинности познания не может быть окончательно решен. Мы ничего не можем знать о Боге и о других предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку наши представления об этом не могут быть подтверждены свидетельствами опытной науки. Агностицизм прослеживается уже в античности, но сам термин был впервые в научный обиход введен Т.Гексли в 1869. Особо широко идеи агностицизма распространились среди английских естествоиспытателей в 19 в.(Энциклопедия «Кругосвет»).
  • ГНОСТИЦИЗМ, греч., совокупность религиозно-философских учений, возникших в первые века нашей эры на почве христианства, иудейства и языческой мифологии Востока. Главная тенденция гностиков заключалась в слиянии разнородных элементов: пифагорейских, неоплатонических, еврейских и христианско-догматических с целью утвердить метафизическое основание веры. Основная идея Г.— истечение всех существ из природы Бога, которая определяется как “полнота бытия” (плэрома), причем каждая последовательная степень истечения (эманации) представляется менее совершенной. Задача истинной философии содействовать возвращению духовных существ из несовершенного мира в лоно Божества (искупление).(Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) и т.д

Базисное понятие П. определяло целые направления философских течений. А если нет общенаучного понятия познания, то нет и не может быть общенаучной методологии получения конечной относительной истины (сути), достоверных знаний. Не может быть общей теории познания, если нет базисной, общей формулировки этого понятия, не может быть общей философии. "Разношерстность" формулировок такого фундаментального понятия подчёркивает не только отсутствие у него общей структуры, а подчёркивает вообще отсутствие методологии формирования любых научных понятий. А принципиальное, методологически однообразное выяснение объективной сути, "позарез" необходимо общенаучной среде для её концессионального объединения, для одинакового видения, для единства подходов при вскрытии глобальных закономерностей во Вселенной, для научно обоснованного развития, для отсеивания лжетеорий и лжепонятий, для общего развития науки.

Методологические ошибки современной теории познания.

Первая методологическая ошибка формирования понятия П., заключается в определении субъекта П, сузившая понятие субъекта до понятия человека, а способность познавать, до исключительно человеческой способности. Как обобщённое, ныне бытующее в философии понятие, для современных философов-теоретиков, познание это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, процесс бесконечного искания истины человеком. Без человека (субъекта) познание не мыслится (способностью к нему, по широкому пониманию философов, обладают лишь люди). В невозможности познавать "не людьми " уже есть огромная разъединяющая сила узости подхода. С таким подходом к познанию трудно выявить глобальные зависимости естествознания и мироздания, в котором человек, есть всего лишь его часть, существующая по общим законам природы, которыми человек не управляет, а существует в соответствии с ними. В теории познания не существует общего понятия взаимодействия и общей теории взаимодействия, которое и должно являться базисом методологии познания. В одном элементарном событии-взаимодействии объект и субъект познания суть, условное, ролевое, относительное состояние двух объектов, познающих друг друга в относительных изменениях при взаимодействии. По этой причине, теория познания бесплодна и бесполезна для фундаментальной науки, стоит особняком и развивается для себя и во имя себя. А стоит только ввести в обиход естествознания событие-взаимодействие - причину изменения, как появляется общая методология изменчивости (изменения), проясняются структуры у базовых понятия естествознания (познания, наука, знание, теория). Появляется структура у понятий энергии, инерции, движения. Стоит ввести в обиход естествознания более общие принципы познания, как отсеиваются лжетеории и лжепонятия.

Что есть по своей относительной сути объект и субъект, как они должны соотноситься и чем взаимодействовать? Но нет более общего подхода в теории познания и нет у неё ответов на эти вопросы. Все существующие способы познания: дедукция, индукция, анализ, синтез не вписаны в общую методологию взаимодействия и рассматривают объект познания как совокупность его признаков.

Вторая методологическая ошибка заключается в отсутствии к познанию этого понятия базисных принципов (подходов).

  • Сравнительный, относительный подход к объекту и субъекту (познаваемость свойств объекта в соразмерном сравнении со свойствами субъекта). Этот подход определяет понятие объективного и субъективного познания в сравнении с общепринятым эталоном (объективное П) и в сравнение с неэталонным субъектом - носителем неэталонных свойств (субъективное П). Хотя на бытовом уровне в общем разобрались, что всё познаётся в сравнении. Познание не может быть вообще. Это конечный процесс, с определёнными во времени и пространстве целями, объектами и субъектами, способами и принципами.
  • Причинно-следственный подход, выражающийся в принципе: "От способа познания ни величина, ни природа познаваемого объекта причинно не зависят". (Этот принцип был кардинально низвержен в XIX, XX веках, классиками агностицизма (прежде всего философией И.Канта), теориями относительности Эйнштейна (принципом наблюдаемости), принципом неопределённости Гейзенберга), что послужило фундаментальной основой глубочайшего затяжного кризиса теоретического познания всех фундаментальных направлений науки в мировом масштабе. Так, по воспоминаниям Гейзенберга, Эйнштейн подчеркнул свое понимание наблюдаемости так: "лишь теория решает, что наблюдаемо, а что нет". Обратите внимание, не эксперименты с их эталонными опытами по "познанию" величин масс, зарядов, спектров, длин и прочих свойств в сравнении с их общепринятыми эталонами, а теория решает что "познающий" наблюданет (что наблюдаемо). Даже, Н.Бор с его великолепной интуицией, неоднократно подчеркивал, что в научном познании экспериментом мы обозначаем ситуацию, в которой мы нечто наблюдаем, осознаем и можем, пользуясь языком, сообшить о наблюдаемом другому. В итоге, мы пришли к отсутствию общенаучного понимания корректного способа познания. Последствия этого мы наблюдаем ныне повсеместно.

Третья методологическая ошибка заключается в том, что П. определено как процесс, не имеющий завершения (бесконечный). В своей формулировке, понятие неявно содержит непознаваемое, ненаучное понятие бесконечности. Конечное, познаваемое понятие, не может содержать непознаваемое в принципе понятие бесконечности! Отсюда неясно чем должно завершаться научное П. А завершаться оно должно формулированием причинно-следственно определённого конечного научного понятия - характеристического свойства (конечной совокупности подзначений, подсвойств, признаков, подпонятий, предикатов).

Из понятия П., не явствует понятие "познать". Что значит познать? Получить "достоверные знания о мире"(Новейший философский словарь, в редакции Е.В. Хомича)? А что значит "достоверные"? Понятие достоверности не является однозначно трактуемым. Оно безотносительно, вероятностно и многозначно. А что значит "знания"? Знание – это проверенный практикой результат познания действительности. (БСЭ). То есть, познание определяют через понятие «знания», а «знание», через понятие "познания". Чистой воды тавтология. Даже философские (как бы общенаучные) формулировки базового понятия "познания", содержат "косяки" непреодолимых противоречий!

Формулировка понятия "познания". Обоснование, общий подход.

Исходя из вышесказанного, предлагаемая формулировка, несомненно, должна учитывать все имеющиеся методологические ошибки, относительный сравнительный и причинно-следственный подходы к П. и быть такова:


           Познание объекта – есть определение его относительных сравнительных характеристик (величин) и их причинно-следственных зависимостей (размерностей), формулирование понятия.

Соответственно, познать, значит определить относительную сравнительную характеристику (величину), её причинно-следственную зависимость (размерность), сформулировать понятие.

    Именно в такой формулировке кроется подход к общей методологии научного П. объекта. Подход именно с учётом относительности и по этой причине конечности П.
  Именно в этой формулировке кроется связь между "конечным" П. (понятием "познать") и конечным понятием - конечной совокупностью познанных свойств. Кроется связь между объективным П. (сравнением с эталоном) и субъективным (сравнением не с эталоном). Именно эта формулировка объединяет гностицизм и агностицизм, материализм и идеализм в базисных началах этого понятия., как объединяет их физика и метематика, химия и биология, геометрия и астрономия в их классических формах. Именно в этой формулировке кроется относительный подход к П. - как результату взаимодействия диалектически взаимосвязанных понятий относительного объекта и относительного субъекта (объекта П. и субъекта познающего, в принципе ничем не отличающихся друг от друга). В формулировке кроется относительный подход к взаимодействию лишь относительно соразмерных свойств объекта и субъекта, лишь соразмерных свойств познающего субъекта и познаваемого объекта. Именно в субъективной относительной соразмерности свойств субъекта и объекта кроется относительность П.

ЭТАПЫ (ФАЗЫ) НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Из этой формулировки вскрываются этапы познания (фазы), вырисовывется его ОБЩАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ:

  • 1 этап - познание свойств и объекта как совокупности этих свойств. Его составляет опыт, наблюдения (в том числе инструментальные), созерцание объекта, через взаимодействие с ним. Созерцание осуществляется через взаимодействие с ним субъекта, через отображение (изменение) свойствами объекта свойств субъекта, а фактически, через взаимное изменение их соразмерных свойств (относительность объекта и субъекта). Через прямое взаимодействие или через посредничество объектов-инструментариев взаимодействие косвенное. При помощи инструментального опыта, мы в сравнении только с некоторыми познанными ранее свойствами опытного инструментария, познаём только некоторые свойства объекта соразмерные свойствам инструментария. И не более того. Ибо, каждый объект познания имеет различные свойства относительно нескольких субъектов, если субъекты относительно друг друга различны. (Пример, вольтметром мы можем познать лишь относительную разницу потенциалов, линейкой только длину, а весами лишь вес. Незрячий человек может отображать звуки, а не слышащий визуальные образы). В этом подходе, на этом этапе проясняется относительность созерцания, наблюдения, опыта, относительность отображения и изменения. В результате этого выясняются лишь некоторые свойства объекта соразмерные свойству субъекта и при взаимодействии (сопоставлении) выясняются относительные сравнительные величины этих свойств. Вырисовывается объект П. - относительное целое, конечная совокупность определённых при помощи способов познания (в сравнении со свойствами субъекта познания) относительных свойств. Производится определение его относительной сравнительной характеристики (величины) его свойств и набора свойств. Перебирая (применяя) различные способы познания субъект определяет совокупность (набор) относительных им свойств - объект. При этом всегда останется непознаваемая часть свойств познаваемого объекта, которая не соразмерна свойствам познающего объекта (пустое множество неопределённых свойств).
  • 2 этап - применение способов познания объекта и общенаучных познанных ранее принципов. При помощи анализа совокупности определённых свойств и их величины, производится подбор и применение корректных способов П изменения объекта от изменения его свойств. Это этап применения познанных ранее методологий П. (средств математики, физики, логики, каких-то моделей, анализа, житейского опыта и т.п). Цель 2-го этапа, цель применения способов познания - выяснение причинно-следственной зависимости изменения объекта (относительного целого) от изменения его свойств. Логическая структура данного этапа называется теорией. В способе П., производится фактическое моделирование (представление) объекта и выясняются (проясняются) причинно-следственные связи, выясняется изменчивость целого от изменения его отдельных свойств. В этом проявляется относительность познания объекта способу его П. Производится определение причинно-следственной зависимости (размерности, природы) объекта познания. Производится формулирование причинно-следственной зависимости целого от его свойств - формулируется закон природы познаваемого объекта. Это этап П. относительной истины, относительной сути объекта, обусловленной относительностью и конечностью свойств субъекта, конечностью и относительностью свойств способов П. По этой причине и суть (истина) в зависимости от способа познания вырисовывается относительная.
  • 3 этап - Формулирование понятия. На основании анализа усвоения (обработки) результатов предыдущих этапов производится формулирование научного понятия объекта П. - как конечной относительной совокупности свойств, определённых соответствующими способами П., и зависимостью объекта П., как относительного целого, от изменения этих свойств. При таком подходе, понятие должно характеризовать относительную природу и относительную величину познанного объекта, быть структурно определённым. Это понятие становится базисным для дальнейшего П. Таким образом, сформулированное по единой методологии понятие, становится научным "кирпичиком" в дальнейшем познании мироздания.

Таким образом, в процессе П. выстраивается расширяющаяся пирамида понятий познаваемой части природы, в которой каждое понятие является относительно первообразным, относительно последующих производных понятий. Понятие, становится конечной совокупностью относительных свойств и причинно-следственной зависимостью объекта-понятия от этих свойств, определённого при помощи конкретного способа познания. Все этапы П. проводятся на основе научно обоснованных принципов корректного П. и базисных для данного, познанных ранее понятий. Выстраивается общая методология. Вот Вам ответ на вопрос: Что есть познание? Каковы его этапы? А далее, идёт непрерывный процесс чередования конечных познаваемых дискретных состояний. Процесс познания природы приобретает причинно-следственное понимание измения объектов от изменяющихся свойств. Бесконечный процесс познания становится процессом чередования конечных, познаваемых его состояний.

Именно в потере такого относительного подхода лежат истоки кризисных явлений современного естествознания, кризис общей методологии П. и методологии формирования понятий, кроется беспринципность методологии и безотносительность понятий. По этой причине в науке и быту «живут и размножаются» безотносительные непознаваемые в принципе понятия, не имеющие сравнительного эталона, а значит и относительной величины. Такие понятия как например, в математике: бесконечность (при этом, она цинично употребляется для вычисления относительных конечных величин); беспредельность (при этом, предел есть в математике понятие конечное); неопределённости (при этом степень неопределённости есть величина определённая и конечная); производная функции с её узким геометрическим и «псевдофизическим» смыслом мгновенных понятий; пределом функции; устремлением к нулю или в бесконечность; порядком нуля; делителями нуля. В теологии - душа. В теории денег - виртуальные деньги (суррогаты), в теории стоимости - нематериальные активы. В теории права - народ , власть, явная несоразмерность и пр. Пренебрежение принципами П. плодит лжетеории, в которых теряется причинно-следственный относительный подход. Об этом я начал в январе 2009 года проект "Философия относительности" - Это "Ключ от ларца с ключами" http://nbrilev.ru Приглашаю...

С Уважением к читателю, Николай Брылёв.
одержание и карта сайта Филосоыия Относительности
Статьи, публицистика.
Оставить сообщение Автору проекта  " Философия относительности"
Контакты, об авторе, почта
 
Яндекс цитирования