Относительность восприятия, относительность
отображения, относительность определения, сравнения, измерения, сопоставления
и, в итоге, суждения – вот то, что характеризует процесс познания любого
объекта. Роль относительности в познании
глобальна. Тем не менее, до сих пор она строго и однозначно не определена
в общенаучном понятии. Методологии учёта относительности нет как в определении
степени объективности познания объекта, как целого, так и в определении
его относительных свойств, в формулировании любых понятий объектов познания.
Относительность, вопреки своему предназначению, так и не стала основополагающим
принципом познания, его основной методологией.
Почему?
Конечно, это отдельная большая тема не очень далёкой истории познания
и мы лишь чуть-чуть её затронем, но реальный факт – темой относительности
больше не занимаются, она тихо «умерла».
Вникать глубоко в относительность стало «дурным тоном». Созданная
атмосфера «всеобщности и завершённости» исследования относительности после
официального признания работ Альберта Эйнштейна (1879-1955) «Специальная
теория относительности» (СТО) (1905) и «Общая теория относительности»
(ОТО) (1916), закрыла тему и обрекла её дальнейшее исследование на вековой
застой. Но кто знаком с ОТО, тому известно, что «всеобщность» этой теории
ограничилось гравитационным взаимодействием, а «завершённость» ограничилась
квантовыми эффектами, ибо квантовой теории гравитации не существует до
сих пор.
Тема
глобального явления относительности в итоге так и осталась
не раскрытой, а принципиальные ошибки исследования фундаментального
явления усугубили дальнейшие проблемы, а часто и произвол,
всего последующего теоретического познания. Ибо, без
учёта феномена относительности вся методология познания
в целом несостоятельна.
Исследование
же относительности, открывает «ящик Пандоры» методологии
познания и методологии формирования понятий, который приведёт
к их глубокому пониманию и ревизии существующих воззрений.
Но предварительно, всё-таки следует дать методологическую
оценку признанных «теорий
относительности» и двигаться далее к глубокому и всестороннему
применению относительности, как методологии познания.
Стратегическая
цель естествознания, вытекающая из единства природы – вскрытие
глобальных, единых для любых объектов природы, причинно-следственных
зависимостей. На данном же этапе развития естествознания
можно утверждать, что не существует ни одной базовой зависимости,
которая бы строго объединяла любые свойства любых объектов познания общими закономерностями и общими
принципами их взаимодействия и изменения. Из этого следует,
что методология теоретического познания нуждается в значительно
большем обобщении, а используемый естествознанием инструментарий
и принципы в существенной ревизии и дополнении именно с
учётом явления относительности.
ОБЩИЙ
ПОДХОД И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Вся
аксиоматика излагаемого ниже материала очерчивается несколькими основными
понятиями, не определёнными
общенаучно и дискутируемыми до сих пор. Определим их минимальное количество
так.
1.
Относительность - есть основной способ познания, определяющий
его методологию и
само понятие познания, выражающийся в сравнительном (относительном)
подходе к познанию любого свойства (объекта). Это способ,
определяющий объективность
либо субъективность познания, способ определения сравнительной
величины, способ
соразмерного сравнительного подхода в познании совокупности
свойств объекта - его размерности, способ подхода к взаимодействию
и способ определения причины и следствия изменения.
2. Относительное свойство – есть некоторая количественная и качественная
характеристика познанной в величине и размерности части
природы.
3. Относительный объект познания
– относительное целое, количественная и качественная
совокупность свойств, находящаяся в причинно-следственной
зависимости (функции) целого от некоторых познанных свойств
различной природы.
Объект
познания может быть субъектом, а субъект объектом. По этой причине нет
отдельного понятия субъекта познания.
И
объект и свойство находятся в диалектической причинно-следственной
относительной взаимосвязи. То есть, объект является свойством относительно
его надструктуры, а свойство является объектом, относительно его подструктуры.
4. Эталон - есть не изменяемая и не изменяющая при взаимодействии с ним единичная величина соразмерных
(одной природы) свойств (объектов). Есть всеобще признанный, принимаемый
формально, сравнительный свойственный критерий величины, основанный на
осознанной необходимости объективного познания в сравнении с ним и следовательно
на всеобщем согласии его применения. От взаимодействия с эталоном
величина познаваемого свойства причинно-следственно не зависит. Эталон,
есть единичный инструмент познания носитель размерности (природы) свойства
или объекта и критерий объективности познания величины. Применение эталона
есть способ объективного познания в сравнении.
Применение
относительного эталона в качестве объективного критерия относительного
познания позволяет любое познанное свойство (объект) любой природы выразить
математически в объективной величине относительно эталона как
где,
- свойство определённой
величины природы (размерности ) в момент времени t;
- единичный по величине
эталон, неизменный общепринятый носитель размерности (природы);
- математическое число
или коэффициент относительности числовой характеристики объекта (свойства)
к его единичной части – эталону в момент времени t.
Это
принцип объективного познания величины любого свойства объекта.
Величина
изменяющегося свойства в любой момент времени равна.
Изменение
величины свойства , обозначенное как
можно выразить так
где, - количество событий-взаимодействий,
изменивших свойство определённой величины природы (размерности) и следующих
через интервалы времени ;
Из
данного выражения следует, что величина изменения по своей причинно-следственной
сути не зависит ни от начальной величины свойства в момент времени t ,
ни от самого относительного способа познания этого изменения, выражением
которого является применение формального сравнительного эталона
, а зависит только от
свойств событий-взаимодействий,
изменяющих величину .
Это один из основных принципов познания.
Методологическая
взаимосвязь понятий относительности объекта и свойства к эталону определяют
понятие объективного познания и вместе
с понятием события-взаимодействия (как причины изменения) являются базисными
в объектно-свойственной модели познания.
5. Познание объекта (свойства) – есть определение относительной, сравнительной
характеристики (величины) относительного целого (или его
части), относительно познанных ранее эталонных понятий (величин) свойств,
определение вида причинно-следственной
зависимости (размерности) относительного объекта (как целого)
от изменения его свойств и, наконец, формулирование эталонного
понятия объекта познания.
Возможно,
некоторый читатель уже возразил: «Ну
при чём тут эталоны? Эталон понятие формальное. Сегодня один, а завтра
может быть уже другой».
-
Да, но если мы говорим об объективности познания, то без эталонов не обойтись.
Смею
возразить и доказать, что роль таких эталонов в объективном познании определяющая.